Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Победы приходят не сразу...
 
Победы приходят не сразу:



Подготовка спортсмена в любом виде спорта практически никогда не попадает под шкалу навсегда определённых методик. Тем более в конном спорте, где спортсмен может быть отлично подготовлен, но без лошади не представляет ничего. Поэтому не смотря на то, что изложенные позиции имеют серьёзный теоретический и практический фундамент, данный обзор не претендует на роль рецептурного самоучителя по производству конкуристов.





Прежде всего, неоспоримым аргументом в выборе вида спора являются способности ребёнка. Однако, что бы эти способности проявились, необходимы объективные условия для их выявления. В конном спорте приток молодёжи зависит от близости к дому конноспортивной организации и, особенно сейчас , от финансовых возможностей родителей или спонсоров. К сожалению этот вид спорта, в котором одарённому, но материально слабому ребёнку очень сложно пробиться хотя бы на уровень мастера спорта. Вид попросту дорогой, а если способный юниор входит во взрослый конный спорт, то затраты на его " раскрутку" возрастают колоссально. Всё это сильно сокращает возможности просто талантливых ребят выбиться в люди в конном спорте. Если абстрагироваться до этого, то какие же способности должны проявится у ребёнка , пожелавшего заниматься конкуром?

Прежде всего, что бы прыгать на лошади, человек однозначно должен быть смелым. Но это качество довольно абстрактно, его не выразишь в цифрах и не пощупаешь, как мускулы. Вторым важным качеством считаю хороший глазомер и способность ориентироваться в пространстве. Ну и, наконец, хорошая ловкость и координация движений.

Несмотря на то, что иногда можно видеть в высших эшелонах конкура невысоких толстоватых всадников ( например Хуго Симон , Бруно Броксо, Ян Топс), всё-таки конкуристом хорошего класса чаще бывает спортсмен среднего (или выше среднего) роста. На крупной лошади, а таких всё больше и больше в современном конкуре , маленькому всаднику физически сложно быть адекватным поставленным задачам. Но, несмотря на более чем средние габариты конкуриста, сё же главными для спортсмена являются мастерство и талант.

Все вышеперечисленные качества вряд ли могут ярко выразится сразу, чаще они формируются и вырисовываются с годами. Здесь необходимы ещё опыт, чутьё и талант тренера, который занимается с молодёжью. С сожалением приходится констатировать тот факт, что с молодёжью , в отличии от других видов спорта в, в конном спорте в России с детьми и юношами часто занимаются малоквалифицированные , а нередко и случайные люди. Это и вчерашние конюхи и прокатчики , и люди за счёт финансовых возможностей сразу сделавшиеся тренером, менеджером, спортсменом, зоотехником и т.д., и часто в одном лице. Это прискорбно, но факт - тренерские кадры в молодёжном конкуре у нас ниже среднего качества. А подготовку спортсмена нельзя рассматривать отстранённо, без учёта того, кто будет с ним работать.

Допустим, что ребёнку повезло с тренером, тогда тренировочный процесс будет продуманным и целенаправленным. Прежде всего будущего конкуриста нужно" посадить".основы правильной посадки закладываются . как правило в первый год обучения и в дальнейшем корректируются с трудом. Используя гимнастические упражнения, езду без стремян, вольтижировку, необходимо руководствоваться классическими постулатами посадки. Однако нельзя забывать, что все люди разные и антропо-метрически и психо-физически и имеют право на индивидуальный стиль. К тому же конкур-это не выездка. Где посадка много значит, в прыжках она практически "на скорость" не влияет, чему масса примеров в мировой практике. У мастера могут быть и стремена разной длинны, и пятка к верху, и спина с горбинкой, и другие недостатки, а он выигрывает у "стилистов" и наплевать ему на красоту и грацию. Но это у мастера, а ребёнка изначально надо "сажать" классически.

С того момента, как ученик переходит к прыжкам, освоив общие принципы верховой езды и прилично научившись седеть и управлять лошадью, начинается теоретическая подготовка к конкуру. Это и литература, это и видеоматериалы, и непосредственное посещение соревнований, пока только в качестве зрителя. Все постулаты, особенно сложные и неоднозначные, должны обсуждаться с тренером, старшими спортсменами.

Психологическая и тактическая подготовка спортсмена на первых этапах не должна строится по принципу -" сразу выиграть любой ценой". А этого сплошь и рядом желают и недальновидные тренера и родители. Упор должен делаться на грамотную и стильную езду. Если это будет. То и победы придут. На практике же большинство юношей обучается сразу на скоростных маршрутах и упорно борется за пока никому ненужные секунды. Это огромный недостаток в подготовке конкуристов. Поносившись "без царя в голове" по маршрутам несколько лет, сложно затем психологически перестроить спортсмена и выправить укрепившиеся дефекты стиля, посадки, общей стратегии.

Надо сказать. Что и есть объективные причины "раннескоростного" воспитания конкурной молодежи. Это, в первую очередь, качество лошадей, на которых проходят подготовку новички. Нередко это выбракованные из взрослого спорта лошади с техническими недостатками , в том числе и "встающие". Естественно, ошибаясь на тренировках в прыжках ( а через это все проходили), ученик получает инструкцию к более активному движению и начинает просто и безголовно носится, что часто наносит вред психологической подготовке конкуриста.

Вторая причина-это неверный подход к организации соревнованиям по конкуру среди молодёжи. Скоростные маршруты здесь должны практиковаться как исключение, а не как правило. " Ну, а как же выиграть в перепрыжке ?"- спросит нетерпеливый претендент на конкурное золото. Вот когда молодой всадник и профессионал смогут, что называется, говорить на одном языке, наступит время понимания и реализации скоростной езды. И именно этому необходимо учить молодёжь.

Огромное значение в подготовке конкуриста имеет качество лошадей. Основной принцип здесь известен: молодому всаднику нужно учится на опытной лошади, и наоборот: молодого коня должен готовить опытный спортсмен. Редко начинающему конкуристу достаются лошади хорошего уровня- ведь это сейчас большая финансовая сложность. Кроме того. Сочетаемость всадника с лошадью - процесс всегда сложный. тем более всадник неопытен. Но если намерения у претендента серьёзные, нужно набираться опыта на том, что имеется в наличии , не гнушаться работать даже откровенно ограниченной лошадью.

В идеале тренер юношеского конкура должен быть и тест-райдером, лично исправляющим дефекты в работе с лошадьми, которые прыгают под молодёжью. Если этого не делать, то рано или поздно, даже хорошо подготовленная лошадь "кончится". Поскольку ошибаются все всадники юношеского спорта, а для лошади это бесследно никогда не проходит.

И ни один даже самый одарённый юноша не в состоянии сам подготовить лошадь: редкие подростки способны сразу без ошибок ехать на уже готовой лошади.

Выйдя на уровень выступления на соревнованиях всадник должен иметь не одну лошадь. Чем их больше. Тем они разнообразнее по типу нервной организации, стилю прыжка и многим другим параметрам, тем больше опыта будет в багаже спортсмена. Но, к сожалению, достаточно большого количества выступлений в соревнованиях приличного уровня у нас не имеют даже взрослые конкуристы. А это не заменишь никакими теоретическими знаниями. Это как на автомобиле- можно изучить досконально все правила дорожного движения и устройство машин, но, что бы ездить, нужно ездить. Даже опытные всадники замечают, что после длительного перерыва в выступлениях чувствуешь себя менее уверенно на маршруте, глаз " замыливается", слабеют взаимосвязи с лошадью.

Выполнение разрядных нормативов часто не отражает мастерство спортсмена, а скорее является насущной необходимостью конноспортивной организации. Не советую придавать этому слишком большого значения. Будет мастерство - будут и звания. Схематично разрядная шкала выглядит так: МСМК (мастер спорта международного класса) присваивается на маршрутах класса "Гран-при" с высотой препятствий до 160 см при результате 0-4 ш.о. И далее вниз по убывающей 150см- МС (мастер спорта), 140см-КМС (кандидат в мастера спора), 130см-100см - массовые разряды с первого по третий. Однако небезынтересно отметить, что больше практически нигде в мире нет такой постсоветской тарификации. Западные конники завоевывают не разряды, а титулы призёров тех или иных квалификационных соревнований (вплоть до Чемпионов Мира и Олимпийских игр) лицензирование на участие в соревнованиях тоже строго регламентировано.

В случае, если юниор вышел на хороший отечественный уровень конкура, отличным дальнейшим двигателем прогресса послужат зарубежные стажировки. При этом молодой конкурист сможет прогрессировать в десятеро быстрее, чем работая только в России.

 
Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного