Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Определение износа седла
 
Если говорить проще, седло - это сиденье для всадника, снабженное подушками, для смягчения его соприкосновения с лошадью. Большинство английских седел - лишь разные варианты одной общей технологии, разработанной еще много лет назад. Есть некоторые примечательные исключения, но их мы не будем рассматривать в этой статье.

Основа седла - это его каркас, именуемый также ленчиком. Существует множество его форм и размеров, формирующих необходимый стиль седла и обеспечивающих требуемую посадку всадника и комфорт лошади.

Обычно конструкция ленчика состоит из просмоленной многослойной фанеры, усиленной металлическими элементами в местах наибольшего напряжения (давления, излома и т.д.). Однако в последнее время в седлах все чаще применяют пластиковые рельефные каркасы. По началу ленчики из этого материала были крайне непрочными, но теперь технология их изготовления значительно улучшилась.

Часто на седлах ставят штамп 'Spring tree'. Это означает, что его основу составляет гибкий каркас. Раньше использовались только жесткие каркасы. Седла с такими ленчиками обозначаются штампом 'rigid tree' и обладают абсолютно жесткой и цельной конструкцией, в то время, как гибкий каркас облегчен за счет применения отдельных тонких силовых элементов. Такие элементы изготавливаются из гибкой стали, что обеспечивает дополнительный комфорт и всаднику и лошади в совместной работе. Первое время их использование носило, скорее, коммерческий рекламный характер, но в наши дни они действительно занимают доминирующее положение.
Именно каркас определяет форму седла, определяет как седло ложится на спину лошади. Он является центральным элементом, к которому крепятся все остальные основные части седла.


Эта картинка демонстрирует, что ленчик имеет открытую структуру и не определяющий жестко посадку всадника. Первостепенная задача производителя седел - перекрестно стянуть края каркаса с помощью полос, образовав из них некую паутину, которая будет обеспечивать мягкую посадку всадника. Именно эта система определяет желаемый профиль седалища. Отсюда и появился известный всем термин - 'перетяжка седла', заключающаяся в регулировке силы натяжения стяжек ленчика.

Современные седла имеют прокладку из вспененной резины или латекса, приклеенной к этим стяжкам. Применение разных прокладок позволяет дополнительно делать седалище более мягким или, напротив, более жестким. Сверху эта система обтягивается кожей так, чтобы та полностью повторяла форму и профиль седла. Достигается это за счет использования специальных складок по краям каркаса в месте дальнейшей подбивки кожи гвоздями к конструктиву седла. Для долговременного сохранения формы требуется равномерное сильное натяжение материала по всему периметру ленчика.


Этот процесс называется 'разметкой'. На этой стадии кожа лишь временно крепится к седлу. Мелом помечают контуры ее изгиба по краю ленчика с небольшим припуском, чтобы в дальнейшем, загнуть эти края внутрь. Размеченный таким образом кусок кожи отделяется и аккуратно обрезается. После этого он натягивается повторно, но уже с большим усилием, чтобы гарантировать его упругость в течении многих лет. Материал фиксируется на ленчике гвоздями или специальными скобами.








Крылья седел изготавливаются отдельно и крепятся к непосредственно к каркасу. Их конструкция состоит из двух частей. Основа крыла изготавливается из толстой плотной кожи. Поверх него в дальнейшем проходят приструги и путлища. Вторая часть конструкции изготавливается из мягкой эластичной кожи, имеет выпуклую форму и крепится в передней части крыла. Она служит для поддержки колена всадник, предотвращает его скатывание и часто именуется подушкой. Внутри подушки часто добавляют наполнитель.

Важнейшими характеристиками крыла является его форма, которая должна соответствовать основной используемой посадке всадника и стойкость к износу и механическим воздействиям. Как ни одна другая часть седла, крыло постоянно подвергается трению со стороны ноги всадника, путлищ и приструг. При правильной конструкции крыла подушка должна располагаться вне зоны максимального трения элементов амуниции.

Приструги седла пришиваются к одной из полос, стягивающих ленчик и довершает конструкцию седалища.

Снизу к седалищу крепятся седельные подушки, которые выполняют сразу две функции. Во-первых, они амортизируют и смягчают давление ленчика на спину лошади, а во-вторых, приподнимают седло и придают ему необходимый наклон для обеспечения лучшего баланса. По своей сути подушки - это просто прокладка из вспененного синтетического материала или шерсти, обитая кожей. Толщина подушки зависит от геометрии нижней части ленчика и рассчитывается с учетом полного 'принимания' его спиной лошади.

Не стоит долго пояснять насколько важно, чтобы поверхность седла, соприкасающаяся с лошадью, была как можно более гладкой. По этой же причине наполнение подушки седла должно быть как можно более равномерным. Основной сложность в изготовлении подушек является обеспечение ими постоянства высоты и баланса седла. Большинство английских седел в качестве наполнителя подушки используют шерстяной ворс. Технология набивки подушек сформирована на основе долгой практики и экспериментов. Такие подушки хорошо принимают изменения формы спины лошади. Именно поэтому производители английских седел до сих пор предпочитают использовать шерсть в качестве наполнителя.

К седельным подушкам также пришиваются крылья. Они служит не только для защиты ребер лошади от давления пряжками подпруг, но и для фиксации положения ног всадника, как было описано ранее. Поэтому седельные подушки имеют специальную форму и переходят на верхнюю часть крыльев, образуя мягкий упор для бедер.

Подушки крыльев и седельные подушки обеспечивают упор ноги всадника спереди. Для того, чтобы нога всадника не съезжала назад, часто к задним частям крыльев пришивают так называемые бинфутеры - маленькие подушки, ограничивающие движение голени назад.


Оценка износа седла.

Когда Вы приобретаете подержанное седло, хорошо бы знать некоторые их типичные проблемы, чтобы сразу отбраковать некоторую амуницию. Описанные ниже проблемы не означают, что от предлагаемого седла сразу стоит отказываться, но они могут стать весомым аргументом в пользу снижения цены. Безопасность седла должна быть превыше всего. Поэтому первое, что нужно проверить - это приструги. Со временем они растягиваются и становятся тонкими, рвутся снизу и ослабляются. К тому же долгое давление со стороны пряжек подпруг образует на них продавленные желоба. Также отверстия приструг могут быть уже деформированы и значительно растянуты. Приструги всегда должны находится в хорошем состоянии. Если с ними есть проблемы. Они должны быть заменены. Проверьте, как они пришиты к стяжкам ленчика. Как правило, тряпичные стяжки большинства подержанных седел подвержены гниению. Их замена - наиболее дорогостоящая работа, даже если она выполняется вместе с установкой новых приструг.

Другой важный элемент безопасности - крепления путлищ. Все заклепки должны быть на месте, а замки не должны быть разболтанными.

После этого приступают к проверке ленчика. Он не должен быть ослаблен или сломан. Поперечно ленчик не должен гнуться. Переверните седло вверх ногами и возьмитесь за края. После этого надавите на них и тяните их в стороны. Однако помните, что ленчик длится не до самого колена, поэтому нижняя секция седла, безусловно, будет гибкой. Также оцените продольную гибкость ленчика. Для этого уприте в себя седло передней лукой. И потяните седло на себя за заднюю луку. Конструкции с гибким каркасом, конечно, допускают некоторую продольную гибкость, но очень незначительную. Избегайте седел со сломанными ленчиками. Замена каркаса очень дорога, а ездить на таком седле нельзя.

После этого осмотрите седельные подушки. Их форма со временем может значительно деформироваться из-за неравномерного сваливания набивки внутри. Визуально поверхность должна выглядеть гладкой и плоской. Помните, поперечная секция седельных подушек может быть любой - от тонкой и плоской, до идеально круглой. Слегка надавите на подушки и проведите пальцами вдоль них, проверяя на равномерность набивки. Если подушки Вас все-таки серьезно смущают, то можно сменить свалявшееся в них наполнение. Это трудоемкий процесс и должен приниматься во внимание при оценке седла.
Износ и механические повреждения седла всегда видны в некоторых местах. Наиболее стираемые места - это область за подушками крыльев. Они стираются от подпруг и путлищ. Обновляются они легко. Подушки крыльев также иногда изнашиваются, но тоже могут быть заменены опытным шорником. Потертости на коже и промятость сиденья очень интересны, так как указывают, в каком положении находятся ноги всадника в этом седле. Починка седалища седла может оказаться дорогой, но значительно улучшает общий внешний вид.

В завершение проверьте симметричность седла. Некоторые неровности могут носить чисто косметический характер. Некоторые имеют существенное значение. Если у Вас есть возможность, проконсультируйтесь по их поводу с экспертом
 
Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного Сайт о конном спорте в республике Башкортостан konnaiaufa.narod.ru Статьи. Форум.Чат. и много много всего интнресного